Пресс-релиз

80% российских учителей общаются со своими учениками в социальных сетях

Москва, 26 июля 2022 года – Альянс по защите детей в цифровой среде проанализировал влияние интернета на сферу образования и составил по итогам опроса коллективный портрет школьника цифровой эпохи глазами преподавателей.

Опрос проводился в мае 2022 года среди общеобразовательных учреждений, присоединившихся к Хартии «Цифровая этика детства». В нем приняли участие более 200 учителей из разных регионов России.

«Вы ничего не понимаете…»

«Цифровая коммуникабельность» и сокращение реального общения, способность быстро найти любой материал и отсутствие стремления его запоминать, широкий кругозор, подверженность стрессу и постоянный поиск развлекательного контента – такими видят современных школьников учителя по всей России. 

Чтобы найти общий язык со своими учениками, российские учителя стремятся понять их предпочтения и увлечения. Так, 88% опрошенных интересуются, чем «живут» дети в интернете, а 80% – общаются со своими учениками в социальных сетях. Подобная практика помогает сократить дистанцию между учеником и учителем и лучше понять друг друга.

«Мне проще найти в интернете…» 

По мнению учителей, подростки эры безлимитного интернета имеют широкий кругозор, высокую степень креативности и мобильность. В то же время большинство из них обладает самоуверенностью, рассеянностью, инфантильностью в быту, а также нежеланием включать воображение при изобилии готовых картинок и образов в сети.

«Спасибо, я вас услышал…»

Завоевать авторитет учителям сегодня не просто. Среди топ-3 качеств, необходимых педагогу для завоевания уважения среди современных школьников, опрошенные выделили способность интересно преподнести материал с использованием цифровых технологий (77%), харизму (62%) и высокую цифровую грамотность (59%). 

Почти треть опрошенных считают, что интернет мало изменил требования к хорошему педагогу. В числе необходимых качеств были названы «эрудированность, компетентность, умение интересно подавать материал и задействовать большое количество обучающихся в процесс урока», «стремление сделать эту жизнь понятней и красивей», «живое общение, умение научить анализировать и делать выводы», «хорошее чувство юмора и любовь к детям», «готовность понимать и принимать детей такими, какие они есть», «способность быть психологом». 

«Интернет – это помощник?» 

Учителя отмечают возможности, которые привнесли цифровые технологии: все больше школьников уделяют внимание саморазвитию и осваивают знания вне устоявшихся рамок обучения. В то же время непрерывный поток самой разной информации и общения создает риски для еще неокрепшей психики подростка. 

Самыми актуальными угрозами для ребенка в цифровой среде опрошенные считают кибербуллинг – разные виды травли в сети, дефицит реального общения (при том, что подросток более свободно чувствует себя в социальных сетях), а также навязывание ложных ценностей. 

Главную роль в обеспечении безопасности ребенка в интернете большинство учителей отводят родителям. Почти половина опрошенных разделяют мнение о совместной ответственности всех участников процесса воспитания и становления ребенка как личности: родителей, компаний и производителей контента, государства и педагогов за формирование благоприятной для ребенка цифровой среды.
  
Председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова: 

«Интернет для детей и подростков становится таким же источником знаний, каким для людей старшего поколения являются книги и учебники. Понимая это, российские учителя адаптируются под новые реалии, стараясь усовершенствовать методики подачи информации, ориентируюсь на тренды и используя современные форматы. Дети ценят подобный подход и больше доверяют тому, кто говорит на их языке. Это один из примеров совместной ответственности Хартии «Цифровая этика детства», к которой присоединилось уже более 7 тыс. российских школ».