Интервью

Эксперт Альянса: «Безопасный интернет для наших детей – это ответственность каждого из нас»

Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности, дал интервью телеканалу Осетия-Ирыстон. Речь шла о создании безопасного и благоприятного для развития детей цифрового пространства и о том, как достижению этой цели способствует Хартия «Цифровая этика детства». 

Андрей, насколько остро стоит проблема цифровой безопасности детей и как ее обеспечить, когда порой их знания о технологиях намного глубже наших?

Дети, особенно в раннем возрасте, редко задумываются о сохранности своих персональных данных, и могут с легкостью рассказывать о своей личной жизни, о личной жизни своих родителей. Делают это в формате проб и ошибок. Поэтому важно заниматься вопросами информационной безопасности, уделять им должное внимание – чтобы дети росли, используя интернет и гаджеты безопасно для себя и своих данных.

Возможна ли вообще цифровая гигиена?

Тема, связанная с цифровой гигиеной, достойна отдельного большого выпуска, в ней много разных аспектов. Я могу остановиться лишь на некоторых из них. Например, не давайте свой телефон посторонним людям. Якобы им нужно срочно позвонить, или просто что-то посмотреть, или написать сообщение с вашего телефона. Так данные могут попасть в чужие руки. Второе – используйте надежные пароли, простые пароли не стоит использовать в XXI веке. Если пароль легко подобрать, доступ к данным может получить практически любой человек – а это угроза цифровой безопасности пользователя.

Недавно появилась новость о том, что с 14 лет подростки смогут самостоятельно регистрироваться на портале Госуслуг, накладывает ли это еще большую ответственность с фактически цифровым совершеннолетием?

Информация, размещенная на Госуслугах и других государственных сервисах, хорошо защищена. Намного важнее в этом вопросе уделять внимание тому, что дети публикуют в сети. Например, на своих страницах в социальных сетях, аккаунтах или в комментариях. Часто по незнанию они могут принять участие в каком-нибудь новом флешмобе, например «Покажи свой первый паспорт», сделай с ним селфи, или принять участие в различных румтурах, в которых нужно показать обстановку квартиры, или, например, автомобиль или своих родителей...

Как должен выглядеть безопасный интернет для детей? И только ли для них он должен быть безопасным?

Создание детского интернета, то есть отдельной сети, на мой взгляд, может привести к еще большей путанице. Дети во многом копируют поведение своих родителей. В недавнем опросе нашей компании «Взрослые и дети в цифровом мире» мы изучали цифровые привычки. Данные говорят о том, что в выборе социальных сетей или сервисов дети во многом копируют поведение своих родителей. Их вкусы, предпочтения часто совпадают. При этом перенимаются не самые безопасные привычки, такие как, например, использование открытых Wi-Fi сетей, или использование одинаковых паролей для разных сервисов. Безопасный интернет для наших детей – это ответственность каждого из нас сегодня.

Кто вообще виноват в том, что сегодня мы поднимаем вопрос недопустимости влияния опасного и порой запрещенного контента на детей?

Контента становится больше в целом – как хорошего, так и плохого. С каждым годом больше сайтов в интернете, больше информации, которую обрабатывает человек. Цифровая реальность – это отражение физического мира. Ребенок во дворе может столкнуться с неприятностями точно также, как и в интернете. Важно понимать, что опасности цифрового мира в целом похожи на те, что поджидают нас в мире физическом. В интернете много позитивного контента – и обучающего, и развивающего. И безусловно его нужно использовать: показывать детям сайты, где есть позитивный контент, в том числе и на своем примере.

Какие инструменты есть или должны быть для того, чтобы мы, взрослые, были спокойны за безопасность детей?

Инструменты можно условно разделить на технические и нетехнические. Например, можно использовать различные настройки в сервисах. Условно, чтобы сам сервис «понимал», что им сейчас пользуется ребенок и контент, к которому он будет иметь доступ, должен подходить по возрасту, в целом соотноситься с целями и задачами обучения, воспитания. В помощь взрослым были разработаны и программы «родительского контроля». На личном примере я знаю, что у таких программ есть целый спектр функций. Родители могут быть в курсе того, что интересует ребенка, находится в центре его внимания. Также такие программы помогают родителю быть спокойным, что ребенок не получит доступ к контенту, который ему еще по возрасту не подходит. Это не только материалы «для взрослых», но и контент, например, связанный с нецензурной лексикой или с насилием. Важно понимать, что одними лишь техническими средствами безопасность детей в сети не обеспечить. Необходимо работать над повышением цифровой грамотность, разговаривать с детьми, рассказывать им о том, как обезопасить себя, что можно, а что не стоит делать в цифровом пространстве.

Что Альянс уже сделал и что планирует для безопасности детей в интернете?

В рамках Альянса компании и члены Консультативной группы (это различные некоммерческие объединения, образовательные и государственные организации) реализуют уже больше 20 совместных проектов. В частности, мы работаем над тем, чтобы быстрее и тщательнее выявлять и ограничивать доступ детей к неподходящему для них контенту, например, порнографическому или сексуализированному. Мы много сил уделяем тому, чтобы усовершенствовать и сделать доступнее технические средства защиты, создаем позитивный обучающий контент – чтобы повышать цифровую грамотность пользователей, и речь не только о детях, но и взрослых. Вопросам повышения цифровой грамотности детей, родителей и педагогов в рамках Альянса уделяется особое внимание.

Мы понимаем, что создать безопасное и благоприятное для развития интернет-пространство возможно, лишь объединив усилия всех заинтересованных сторон. Это и родители, и педагоги, и государство, и бизнес. Именно с этой целью Альянс разработал Хартию «Цифровая этика детства». Эта Хартия доступна на сайте Альянса, с ней может ознакомиться любой человек, а организации или объединения приглашаем присоединиться. В основе Хартии пять ключевых принципов: уважение ребенка как личности, совместная ответственность, сохранение конфиденциальности и ценностных ориентиров в онлайн-пространстве и инклюзивный подход. Соблюдение этих принципов добровольное. Присоединение к Хартии позволяет внести свой вклад в создание такой безопасной цифровой среды для детей, в которой они могли бы общаться, дружить, развиваться и добиваться успехов.

Влияет ли как-то негативно фактор дистанционного обучения на детей?

Профессия учитель и образование в целом – это элементы процесса, результаты которого мы можем увидеть в долгосрочной перспективе. Это касается и оценки результатов вынужденного дистанционного обучения. Понять, насколько он был позитивным или негативным, мы сможем спустя некоторое время. Сейчас, на мой взгляд, сложно давать оценку. Но я бы хотел обратить внимание на данные опроса, который проводила наша компания. Они, говорят о том, что больше половины детей, а именно 67% детей, которые перешли на дистанционное обучение из-за пандемии, отметили, что вообще-то им больше нравятся занятия в школе, то есть занятия офлайн, чем занятия онлайн.

Беседовала корреспондент телеканала «Осетия-Ирыстон» Алина Дзгоева.