Пресс-релиз

Исследование Альянса по защите детей в цифровой среде: более 30% подростков и родителей не знают, что такое противоправный контент в Интернете

Альянс по защите детей в цифровой среде провел масштабное социологическое исследование по организации защиты детей и подростков от негативного воздействия интернета в России. В исследование приняло участие 2439 человек с равной выборкой подростков, учителей и родителей.

В ходе исследования было выявлено, что с цифровыми угрозами сталкиваются 96% подростков России. 5 самых распространенных угроз, по мнению всех трех целевых аудиторий, – это фейки, мошенничество, игровая зависимость, интернет-зависимость и кибербуллинг.

Рисунок 2.png

Серьезными проблемами, связанными с угрозой личной безопасности детей и подростков, по мнению самих подростков, родителей и учителей являются создание и распространение порнографии с участием детей и подростков, вовлечение детей в криминальную деятельность и мошенничество в Интернете.

Практически половина опрошенных родителей (47%) и преподавателей (48%) считают, что на момент проведения исследования и технологические, и психологические проблемы являются в равной степени угрозами цифровой безопасности, при этом более трети опрошенных подростков (38%) выразили мнение, что среди угроз цифровой безопасности преобладают психологические проблемы.

 Рисунок 1.png

Важно, что в совокупности подростки реже, чем взрослые, считают цифровые угрозы проблемами. В то же время 71% преподавателей считают, что иногда подростки сами ищут противоправный контент.

Способы реагирования на угрозы цифровой безопасности

Исследование показало, что подростки предпочитают блокировать или игнорировать контакты, от которых исходит угроза (24%). Учителя и родители считают самым эффективным способом беседы и с ребенком (более 30%). Все три группы респондентов считают целесообразным обращение в полицию в ряде случаев.

В то же время, большинство подростков (более 30%) обращаются за помощью к родителям и учителям только в исключительных случаях. Основными причинами, почему подростки не всегда рассказывают об угрозах являются сложность с объяснением проблемы (37%), боязнь порицания со стороны взрослых (37%) и стеснение (32%). Таким образом, каждый пятый подросток не обращается к родителям за помощью в случаях возникновения угроз психологического характера.

Осведомленность об угрозах в интернете

Исследование выявило относительно низкую осведомленность целевых групп о том, что представляет из себя противоправный контент: 30% подростков испытывают недостаток информации о том, как реагировать на цифровые угрозы. Среди родителей и учителей высока доля тех, кто слышал противоправном контенте, но мало о нем знает – 47% и 53%. Высокую осведомленность по теме показали всего 32% родителей и 33% учителей.

Подростки отмечают, что периодически или очень часто сталкиваются с такими проблемами, как дезинформация/фейки (41%) и мошенничество в интернете (29%), в то время как учителя и родители видят главную угрозу в формировании зависимости от интернета (42% и 62% соответственно) и игровой зависимости (39% и 60% соответственно).

Мнения о достаточности информации о реагировании на угрозы цифровой безопасности разделились на два противоположных лагеря – 38% опрошенных подростков отметили, что информации о том, что необходимо делать в случае возникновения угроз цифровой безопасности, достаточно. С ними согласны 28% опрошенных родителей и 31% и учителей. При этом 30% подростков, 33% родителей и 22% учителей не хватает информации о том, что необходимо делать в случае возникновения угроз.

Меры поддержки со стороны государственных органов

Более 40% родителей и учителей считают, что государство должно занять более активную позицию в обеспечении безопасности детей в Интернете. Главной мерой по повышению безопасности, которую обозначили все респонденты, является контроль за контентом, в том числе на основании персональных данных. Так ответили 23% подростков, 33% родителей и 35% учителей. Среди других возможных мер со стороны государства, опрошенные выделяют усиление защиты персональных данных, борьбу с мошенничеством и проактивную блокировку контента.

  рисунок 3.png

«В эпоху цифровых технологий, когда информация и коммуникация играют ключевую роль в жизни людей, повышение уровня цифровой грамотности становится необходимостью. Для детей, учителей и родителей это означает умение эффективно использовать современные технологии, адекватно оценивать информацию, уметь защищать свои данные и права в интернете. В последние годы мы наблюдаем положительную динамику информированности россиян об интернет-угрозах и путях их предотвращения. Тем не менее, исследование показало, что остается высокий процент родителей и учителей, которые не знают, как выявить противоправный контент и взаимодействовать с ним. Одной их ключевых сфер деятельности Альянса является работа в этом направлении», – отметила Елизавета Белякова, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде.    

Полные результаты исследования доступны по ссылке