РИФ-2025: как достучаться до подростка в цифровом мире
26 сентября 2025 года в рамках Российского интернет-форума (РИФ-2025) прошла панельная дискуссия «Цифровая безопасность: как достучаться до подростка?», организованная Альянсом по защите детей в цифровой среде.Тематика сессии была посвящена поиску ответов на ключевой вопрос: как говорить с подростками о цифровой безопасности так, чтобы они действительно слышали и доверяли? Участники обсуждали цифровой разрыв между поколениями, формы и инструменты, которые помогают подросткам осознавать риски онлайн-среды, а также роль государства, медиа, бизнеса и самих молодых людей в создании культуры ответственного и безопасного поведения в интернете.
Открывая дискуссию, заместитель главного редактора «Российской газеты» Елена Березина рассказала о том, как федеральные СМИ сейчас работают с подростковой аудиторией:
«Сегодня у традиционных СМИ практически отсутствует прямая связь с подростками. Мы понимаем, что привычные нам форматы мало интересны молодёжи. Поэтому стараемся выстраивать взаимодействие через офлайн-активности — сотрудничаем с медиаклассами, проводим экскурсии, вовлекаем детей в журналистскую среду».
Своим взглядом со стороны молодежи поделился программист и автор проекта «Белый хакер» Александр Кравченко: «Подростков привлекает контент с элементами юмора. Образовательные темы можно донести только через лёгкие и “вирусные” форматы. Главное — выстраивать разговор с ними на равных».
О роли технологических компаний рассказал руководитель группы по развитию культуры информационной безопасности в Яндексе Александр Лунев: «Наша задача — не просто технически защищать пользователей, но и объяснять правила безопасности простым языком. Когда подросток понимает суть ограничений, он воспринимает их как поддержку, а не запрет. Мы регулярно запускаем инициативы для повышения цифровой грамотности детей и родителей — например, недавно представили урок о дипфейках в рамках программы “Цифровой ликбез”».
Схожую позицию высказала руководитель отдела киберкультуры VK Тамара Чечеткина: «Киберкультура — это привычка безопасно пользоваться цифровыми устройствами. Важно, чтобы знания о безопасности применялись на практике. У VK есть миссия совмещать развитие сервисов и просветительскую работу. Это долгий путь, требующий сочетания технологических решений и образовательных форматов. Подростки хорошо воспринимают игровую подачу и лучше всего слушают своих сверстников. Поэтому мы обучаем амбассадоров, которые доносят принципы цифровой грамотности своим ровесникам. Наша цель — создать среду, где подростки чувствуют себя защищёнными, не теряя свободы общения».
Участники сессии также обсудили международный опыт. Заместитель директора РАЭК по аналитической и международной деятельности Юрий Линдре отметил: «Мировая практика показывает, что инвестиции в цифровую безопасность детей — это вложения в будущее общества. Там, где с раннего возраста формируются навыки ответственного поведения онлайн, снижается количество рисков и растёт доверие к технологиям. Сегодня многие страны только начинают выстраивать системный подход к этой теме, тогда как Россия уже предпринимает шаги по формированию эффективных механизмов защиты и участвует в разработке международных стандартов цифровой безопасности».
О востребованности образовательных инструментов для школ напомнила заместитель директора направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Ольга Франчук: «Школам нужны понятные и удобные материалы для работы с детьми. С 2021 года мы реализуем проект “Цифровой ликбез”, который помогает педагогам в лёгкой форме проводить уроки по цифровой грамотности и безопасному поведению в интернете».
Значимость молодежных медиа в формировании культуры безопасности подчеркнул заместитель руководителя департамента президентской платформы «Россия – страна возможностей» Сергей Леваненков:
«Сегодня в медиа не хватает контента, который демонстрировал бы позитивные модели поведения. Молодёжи нужны понятные и близкие примеры для подражания. Медиа становятся для подростков своеобразным “третьим родителем”, поэтому важно, чтобы там появлялись простые, честные и вдохновляющие истории, задающие правильные ориентиры».
Практическими кейсами столицы поделилась руководитель проекта «Перезвони сам» Департамента информационных технологий города Москвы Валентина Шилина: «Для коммуникации с детьми и подростками важно создавать доверительную среду. В проекте “Перезвони сам” мы разбираем реальные истории, применяем эмпатический метод моделирования и рассказываем, как правильно нужно было поступить в той или иной ситуации. Когда ребенок примеряет на себя какой-то сценарий, он быстрее усваивает информацию. В нашем проекте мы делаем акцент не только на обучении основам кибербезопасности, но и на формировании лидеров мнений среди подростков».
На важность новых форматов обучения обратила внимание эксперт Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА Яна Терентьева: «Молодёжь — активный соавтор цифровой среды. Традиционные лекции сегодня неэффективны. Подросткам нужны интерактивные методы, где они могут участвовать, пробовать и применять знания на практике».
Подводя итоги, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова отметила: «Сегодня прозвучали разные точки зрения — от представителей государства, бизнеса, медиа, педагогов и самих подростков. Все они сходятся в одном: только совместными усилиями можно выстроить систему цифровой безопасности, которая реально работает в интересах детей».