В Московской области завершила свою работу I Всероссийская Школа Интернет-БЕЗопасности молодежи

С 20 по 23 октября в загородном комплексе «Малюшина дача» прошла I Всероссийская Школа Интернет-БЕЗопасности молодежи. Ее участниками стали более 100 студентов из 35 регионов России, а также из Беларуси, Армении и Молдовы.  Школа позволила построить конструктивный диалог в области обеспечения безопасности в цифровом пространстве между заинтересованными студентами и крупнейшими специалистами из государственных органов, отечественных ИТ-компаний, научно-образовательных организаций и общественных институтов.

Школа организована командой Молодежного цифрового омбудсмена и Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА) при поддержке Альянса по защите детей в цифровой среде в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Информационными партерами выступили компания «VK», группа компаний ComNews и российский интернет-портал TAdviser.

21 октября состоялось торжественное открытие новой федеральной молодежно-экспертной площадки. Молодежный цифровой омбудсмен, директор Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Дмитрий Гуляев поприветствовал гостей и участников Школы и объявил об учреждении ежегодной награды Молодежного цифрового омбудсмена «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВО БЛАГО», которая будет вручаться в рамках Молодежных форумов по управлению Интернетом за выдающиеся результаты в области защиты прав детей и молодежи и в цифровой среде.

С приветственным словом к участникам обратился Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко.

«Учитесь противодействовать киберугрозам, создавайте безопасные технологии и контент. Возможно, именно вы станете создателями новых международных норм ответственного и "экологичного" поведения в цифровой среде», – отметил вице-премьер.

Открыл Школу ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист РФ, профессор, Виктор Блажеев.  

Первым экспертным мероприятием Школы стала панельная дискуссия по теме «Новые вызовы информационного пространства: как оставаться в безопасности?».

Ее экспертами выступили Начальник Управления Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Татьяна Матвеева, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Милош Вагнер, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по просвещению Максим Гулин, ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев и Председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова. Модерировал дискуссию Молодежный цифровой омбудсмен Дмитрий Гуляев.

Так, Татьяна Матвеева рассказала, какие вызовы информационного пространства наиболее актуальны для молодежи сегодня, а также рекомендовала участникам не поддаваться эмоциям и критически оценивать информацию: «На фоне сложившейся внешнеполитической ситуации, обостряется кибербуллинг и кэнселинг (прим.ред – культура отмены), любые проявления психологическо-информационного насилия в сети Интернет».

Виктор Блажеев осветил вопрос о том, какими компетенциями должны обладать молодые люди, чтобы модернизировать старые и вырабатывать новые решения актуальных угроз цифрового пространства, отметив, что многое нужно закладывать уже со школьной скамьи. Максим Гулин тезис поддержал и заявил, что именно Школа может и даже должна учить медиаграмотности, а участвовать в этом должны именно молодые специалисты, обучающиеся образовательных организаций высшего образования, то есть те, кто способен в доступной форме донести информацию до детей.

О том, как сотрудники Роскомнадзора и Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде помогают людям, рассказал Милош Вагнер, предложив участникам получить релевантный опыт работы с обращениями граждан, узнать, в какие ситуации попадают граждане в Сети, как этих ситуаций избежать и как действовать, если это уже случилось.

В завершение панельной дискуссии Елизавета Белякова подчеркнула важность и актуальность институтов саморегулирования в ИТ-секторе, предусматривающих принятие отечественными компаниями дополнительных добровольных обязательств.

Продолжением панельной дискуссии стала визионерская лекция директора по исследованиям и разработке «Лаборатории Касперского» Антона Иванова по теме «Цифровые профессии: что нужно отрасли?», важность и стратегический характер которой отметили сами участники.

Основную часть первого дня работы Школы составил образовательный блок, который охватил 12 лекций-практикумов, предусматривающих моментальное закрепление участниками полученных знаний на практике в интерактивном формате.  Спикерами блока стали эксперты из «Лаборатории Касперского», Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), компании InfoWatch, Центра компетенций по глобальной ИТ-кооперации, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, «КиберМосквы». Ими были затронуты темы, связанные с основами информационной безопасности, концепцией кибериммунитета, способами противодействия вербальной агрессии в Сети, новым видам мошенничества, киберсталкингом, манипулированием информпотоками в интересах транснациональных ИТ-гигантов, цифровым профилированием и др.

Например, в рамках лекции-практикума «Вербальная агрессия в социальных медиа: как не попасть в сети (ауто-) деструктивных онлайн-сообществ?» Владимир Никишин, к.ю.н, доцент кафедры криминалистики Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) особое внимание уделил проблеме неконтролируемого воздействия на молодежь деструктивных массовых культур через социальные медиа, искажению в этой связи ценностных установок молодежной аудитории, проблеме романтизации и героизации насильственного, агрессивного стиля поведения, а также способам выявления такого влияния и противодействию ему.

Лекция-практикум «Мы всё знаем!» Как не стать жертвой киберсталкинга?», проводимая Владимиром Чебышевым, ведущим специалистом по мобильным угрозам «Лаборатории Касперского» позволила участникам Школы разобраться в сущности, признаках киберсталкинга, его социально-опасных последствиях. Особое внимание было уделено техническим особенностям осуществления противоправной слежки за пользователями сети «Интернет», способам защиты от нее.

Константин Богатырев, младший научный сотрудник Центра правовой экспертизы в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках лекции-практикума «Противодействие информационным угрозам в цифровой медиасреде как элемент обеспечения национальной безопасности России» рассмотрел основные особенности цифровой медиасреды как коммуникативного пространства, угрозы медиабезопасности.

С лекцией-практикумом «Фрагментация глобального Интернет-пространства и манипулирование информпотоками в интересах транснациональных ИТ-гигантов: каковы риски и угрозы?» выступил Юрий Линдре, эксперт по международно-правовым вопросам АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации». Он рассказал об основных трендах развития и регулирования Интернета в России и мире. Отдельное внимание было уделено методам целевого воздействия на сознание человека в интересах цифровых платформ, а также представлены способы выявления такого воздействия и защиты человека от сторонней манипуляции.

Развитие цифровой реальности способствует выведению мошенничества на качественно новый уровень. В рамках лекции-практикума «Новые способы мошенничества: как защитить себя в изменяющемся цифровом пространстве?» Денис Тепляков, руководитель по развитию Endpoint-бизнеса «Лаборатории Касперского», помог участникам Школы разобраться в видах мошенничества, совершаемого в цифровом пространстве, проведя анализ используемых злоумышленниками технологий, а также типичных мошеннических «схем».

Лекция-практикум «Какие вопросы информационной безопасности необходимо учитывать при разработке собственного ПО?» была направлена на формирование у участников Школы представления о нюансах разработки собственного ИТ-продукта с точки зрения обеспечения информационной безопасности, понимания с какими вопросами информационной безопасности сталкиваются современные разработчики и как минимизировать будущие риски на этапе создания ПО. Ее провел Яков Гольдфарб, руководитель ИТ-проектов, индивидуальный предприниматель.

Завершился образовательный день Школы закрытым показом молодежного интерактивного сериала от компании «VK» - «Ничего страшного!», который основан на реальных историях жертв травли и результатах исследований различных ее видов, участники смогли сами выбирать как поступит герой в той или иной ситуации и этот выбор менял дальнейшее повествование. Модерировала закрытый показ член команды Молодежного цифрового омбудсмена Наталия Гераськина.

Второй день ознаменовал реализацию проектного блока Школы и запомнился двумя «Open Space» дискуссиями и восемью проектными модулями.

Все началось с Open Space дискуссии «Роль креативного подхода при создании позитивного контента в области Интернет-безопасности». Об этом поговорили с ведущими экспертами в области медиа: начальником управления продюсирования Пятого канала Екатериной Кирилловой, программным директором Детского радио Виктором Приворотским, руководителем направления по развитию школьных сообществ компании «VK» Вадимом Жуковым, наставником проекта «ТопБЛОГ» платформы «Россия – страна возможностей», медиатором и адвокатом Юлией Дубининой, а также членом Союза юристов-блогеров Анастасией Сладковой. Дискуссию модерировала руководитель проекта Общероссийского народного фронта «Правовое просвещение граждан», председатель Союза юристов-блогеров, заместитель заведующего кафедрой интеллектуальных прав Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Елена Гринь.

cb2ca5de-0012-4224-8d69-47cc033a8883.jpg

Екатерина Кириллова рассказала о том, что подразумевается под позитивным контентом: «Это тот контент, который меняет жизнь человека в позитивную сторону и заставляет мир меняться к лучшему: поднимает социальные проблемы общества».

Тему контента продолжила Елена Гринь, поделившись личным опытом ведения блога. Она сделала акцент на огромном количестве возможностей, представляемых социальными платформами. Данную тему поддержал Вадим Жуков и уточнил, что социальные сети - это не только про развлечение, но и про образование в том числе. Это возможность донести просветительские инициативы.

Продолжая дискуссию, Виктор Приворотский рассказал о том, как эффективно донести информацию до необходимой аудитории, какие методы и приемы использовать.

Тема «Open Space» дискуссии продолжилась на проектных модулях. Так, в рамках проектного модуля «Основы безопасности личного бренда в Интернете. Курс на IP?» о построении личного бренда и юридических способах защиты от угроз, возникающих в цифровом пространстве, рассказали Елена Гринь и Юля Дубинина. Результатом работы участников стало создание чек-листов по защите личного бренда в Интернете.

На проектном модуле «Социально значимый видеоконтент. Как он создается?» участники Школы более подробно познакомились с успешными кейсами создания и популяризации позитивного видеоконтента. Екатерина Кириллова подробно рассказала об этапах создания социально значимого контента – от определения тематики, подготовки сценария до массового распространения на цифровых ресурсах. По итогу участниками модуля были созданы краткие сценарии социального видеоролика на актуальные темы в контексте интернет-безопасности. Лучшими были признаны работы, освещающие проблемы подростковой неуверенности в себе и киднеппинга.

ea4a7ad1-fc0f-4b12-af11-f9b5574924b1.jpg

В рамках проектного модуля «Как правильно и интересно говорить с целевой аудиторией?» Виктор Приворотский рассказал об эффективных способах взаимодействия с молодежной аудиторией, а также о том, как аудиоконтент сделать интересным и вовлекающим для целевой аудитории. Участники Школы попрактиковались в создании сказок, которые научат детей цифровой грамотности. Ребята, сочинившие лучшую сказку в ходе проектного модуля, в тот же день записали ее вместе со звукорежиссером радиостанции «Детское радио».

Более подробно об инструментах социальных сетей, позволяющих продвигать авторский социально значимый позитивный контент, в том числе, о работе алгоритмов Вадим Жуков рассказал в рамках проектного модуля «Инструментарий социальных сетей для создания и популяризации позитивного контента», где участникам было предложено на практике проверить возможности площадки ВКонтакте, создать собственное сообщество и снять промо-ролик к нему.

Во второй половине проектного дня в ходе Open Space дискуссии по теме «Держим руку на пульсе технологических трендов» были представлены векторы цифровизации сферы образования, просвещения и бизнеса, а также способы поддержки молодежных инициатив в области ИТ. Экспертами дискуссии стали куратор направления корпоративной социальной ответственности «Газпром-Медиа Холдинга» Альфия Гафурова, руководитель направления коммерческих проектов практики Data Fusion Лиги Цифровой Экономики Мария Кузнецова и Молодежный цифровой омбудсмен, директор Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Дмитрий Гуляев. Модератором выступила проректор по стратегическому и международному развитию Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Мария Мажорина.

Так, модератор осветила пул технологических трендов и рассказала об их влиянии на систему образования и самообразование, подчеркнув важность формирования навыка проектной работы.

Альфия Гафурова поддержала тезис, отметив необходимость при этом делать акцент на том, что именно человек должен находиться в центре интересов компании.

Продолжая дискуссию, Мария Кузнецова рассказала о том, как создать IT продукт, отвечающий социальному заказу и приносящий при этом выгоду. Она рекомендовала ребятам искать решения исходя из проблемы: «Любая идея, которая решает актуальную проблему, становится золотой. Не бойтесь искать, смотреть на самые элементарные проблемы и обязательно все получится».

Дмитрий Гуляев большое внимание уделил способам и форме донесения информации до детей и молодежи.

Open Space дискуссиия плавно перетекла в следующий блок проектных модулей.

Так, на проектном модуле «Технологизация в современном образовательном процессе: мировые и отечественные тренды» представители Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА): Мария Мажорина, Мария Самсонова и Оксана Савенко, а также член команды Молодежного цифрового омбудсмена Полина Туманова рассказали об инновациях в образовательной деятельности. Итогом практической части модуля стала разработка концепта цифрового продукта, направленного на обеспечение прав студентов России.

Альфия Гафурова в ходе проектного модуля рассказала студентами о популярных социальных проектах, инструментах их продвижения и возможных технологических метриках эффективности. В рамках практического задания участники разработали собственные социальные проекты по теме цифровой безопасности. Победителем стал участник, предложивший проект на тему «Компьютерные игры для удовольствия».

Мария Кузнецова провела проектный модуль по теме «Вывод ИТ-продукта на рынок: как диагностировать и что делать после запуска?». Участники Школы по его итогам предложили разработать «Карманного доктора» - умные часы, которые позволят моментально интегрировать медицинские данные пользователя в медицинскую карту для прямого доступа к ним лечащего врача.

В рамках своего проектного модуля Дмитрий Гуляев и член его команды Анна Покровская поговорили со студентами о саморегулировании цифрового пространства и важности развития сегодня цифровой этики. В рамках практического задания участники Школы разработали Кодекс этики детей и молодежи в цифровом пространстве с целью его последующей популяризации в цифровом пространстве. Для доработки и дальнейшего развития данного продукта в скором времени планируется создание рабочей группы. Напомним, в апреле 2022 года в рамках Московского юридического форума команда Молодежного цифрового омбудсмена проводила молодежно-экспертную диалоговую площадку «Общение в Сети: где грань между способом самореализации и нарушением законодательства?». Команде омбудсмена экспертным сообществом было предложено инициировать процедуру разработки подобного акта саморегулирования для детей и молодежи, что и нашло отражение в рамках Школы.

День завершился вечерними активностями. Ребятам удалось не только провести время с пользой, но и продуктивно пообщаться с единомышленниками. А на общем собрании участники отметили высокий уровень организации, насыщенную образовательную программу, интересных спикеров, а также предложили идеи по усовершенствованию Школы. Так, по инициативе участников следующая Школа уже пройдёт под новым названием - Международная Школа Интернет-безопасности молодежи «Цифровой рывок». А лозунгом Школы станет «Пока Интернет меняет нас, мы можем изменить его».

23 октября состоялось торжественное закрытие I Всероссийской Школы Интернет-БЕЗопасности молодежи. По результатам проектных модулей участникам Школы удалось представить результаты своей работы членам Экспертной комиссии и получить от них предложения по дальнейшей доработке, реализации и продвижению проектов. Некоторые из них планируются реализовываться совместно с командой Молодежного цифрового омбудсмена. Всего было представлено 10 проектов – каждый из них уникален.

I Всероссийская Школа Интернет-БЕЗопасности молодежи — стала пилотным федеральным проектом, объединившим молодых и талантливых ребят, заинтересованных в формировании междисциплинарных компетенций и навыков в области обеспечения безопасности в цифровом пространстве, а также повышении уровня цифровой и правовой грамотности. Школа стала инновационной площадкой для обсуждения задач и перспектив развития отечественной ИТ-отрасли, ее участники получили яркие впечатления от проведенных тематических площадок мероприятия. Данный проект, безусловно, должен получить продолжение!