Хартия
«ЦИФРОВАЯ ЭТИКА
ДЕТСТВА»
Мы, участники настоящей Хартии, разделяем изложенные в ней ценности, соглашаемся в рамках своих компетенций следовать основам и принципам цифровой этики детства и укреплять взаимодействие между всеми заинтересованными участниками в целях создания защищенной и благоприятной цифровой среды для детей, открывающей возможности для их творческого и профессионального саморазвития, социализации и безопасного общения.
9 вопросов о Хартии «Цифровая этика детства»Участники хартии
Принципы цифровой этики детства
Уважение ребёнка как личности
Соблюдение интересов и прав ребёнка как формирующейся самостоятельной личности, регулярное общение и диалог с ребёнком о возможностях и рисках виртуального мира, связанных с этим возрастных, нормативных и иных особенностях
Совместная ответственность
Обеспечение безопасности детей в цифровой среде лежит на всех участниках процесса воспитания и становления ребёнка как личности
Сохранение конфиденциальности
Обеспечение комплексной защиты персональных данных детей, включая специальные категории данных, недопущение утечек этих данных, сохранение личной и семейной тайны
Инклюзивный подход
Принятие мер по созданию условий и равных возможностей для гармоничного развития и самосовершенствования в цифровой среде детей с разными потребностями и особенностями
Сохранение ценностных ориентиров в онлайн-пространстве
Воспитание ответственного и морально-нравственного поведения детей в онлайн-среде, уважения к другим людям, общечеловеческим ценностям, культуре, истории, традициям стран и народов мира
Основы цифровой этики детства
В рамках реализации Хартии её участники:
Несут совместную ответственность за безопасность детей в цифровой среде.
Признают приоритетную роль семьи как института, ответственного за воспитание, физическое и психологическое благополучие, становление личности, ценностных и морально-нравственных ориентиров, которым ребёнок следует в онлайн-и офлайн-среде.
Содействуют диалогу, созданию атмосферы доверия и взаимной поддержки на разных этапах взаимодействия ребёнка с цифровой средой. Учитывают, что в семьях и образовательных учреждениях высока вероятность выявления на ранних стадиях проблем, с которыми детям приходится сталкиваться онлайн, и выражают готовность к сотрудничеству и привлечению родителей, педагогов и профильных специалистов к поиску решений и оказанию помощи детям.
Создают безопасную для детей цифровую среду.
Содействуют обеспечению равного, недискриминационного доступа всех детей к преимуществам и возможностям, предоставляемым цифровыми технологиями.
Обучают детей созидательно и ответственно использовать технологии в целях образования, развлечения, развития творческих навыков и т.д.
Не допускают или минимизируют деструктивное влияние технологий на когнитивные способности и эмоциональное развитие детей.
Содействуют социализации детей в цифровой среде, развивают у детей навыки вежливого и уважительного онлайн-общения между собой и со взрослыми.
Содействуют воспитанию в детях умения следовать единым морально-нравственным правилам поведения и ценностным ориентирам, идеям о недопустимости насилия, травли и распространения ненависти в офлайн — и онлайн-среде.
Развивают у детей навыки критического мышления и ответственного обращения с получаемой в Интернете информацией.
Формируют у детей сознательное отношение к своему поведению в Сети, оставляемым в Интернете цифровым следам и их возможным последствиям для личной и профессиональной жизни.
Обучают детей осторожному обращению с персональной информацией (о себе, семье, друзьях), повышают осведомлённость об опасностях и ограничениях при её распространении, технических способах защиты от случайных утечек данных и действий злоумышленников (настройки приватности, антивирусы и пр.)
Информируют детей о возможностях и опасностях в Интернете, способах защиты и получения помощи в случае возникновения опасностей в онлайн-среде, кибербуллинга, троллинга и других форм деструктивного поведения в Сети.
Стремятся не допускать чрезмерное погружение в онлайн-среду, влияющее на полноценное развитие личности ребёнка, в том числе путём соблюдения баланса в распределении времени на цифровое и реальное общение, обучения навыкам самоконтроля, расстановки приоритетов и самостоятельной организации времени на онлайн — и офлайн-активности, учёбу и отдых.
Находятся в диалоге с детьми, слышат и учитывают обратную связь от них при обсуждении нововведений или принятии решений, касающихся взаимодействия детей с цифровой средой.
Способствуют повышению цифровой грамотности и других цифровых навыков среди детей, поощряя их достижения и оказывая поддержку тем, кто в ней нуждается.
Содействуют налаживанию взаимопонимания и доверия в виртуальной среде, сокращая цифровой разрыв между детьми и родителями.
Взаимодействие общества, бизнеса и государства на благо детей
В рамках реализации предусмотренных Хартией принципов и правил поведения участники:
Содействуют развитию государственных и частных институтов квалифицированной помощи детям, оказавшимся в трудной ситуации в онлайн — и офлайн среде.
Участвуют в межотраслевых проектах, целью которых является создание и развитие безопасной цифровой среды для детей.
Содействуют развитию механизмов саморегулирования и внедрению социально значимых проектов по защите детей в цифровой среде.
Участвуют в выработке и совершенствовании принципов и норм, обеспечивающих защиту прав ребёнка в новых условиях цифровой среды.
Принимают меры по предотвращению доступа детей к услугам и контенту, которые по закону не должны быть доступны для них и/или могут нанести ущерб их здоровью и благополучию. В этих целях разрабатывают и используют соответствующие политики, правила сообщества и технические решения.
Используют, обучают использованию и/или повышают доступность для всех категорий пользователей технологических и иных инструментов по защите детей в онлайн-среде.
Создают условия и/или цифровые решения для реализации творческого потенциала и потребностей в обучении детей в онлайн- и офлайн-среде.
Создают и распространяют просветительский и воспитательный позитивный контент.
Распространяют знания о возможностях и рисках в цифровом пространстве среди детей, педагогов, родителей и повышают их цифровую грамотность.
Предлагают пользователям удобные и понятные для них механизмы для обратной связи, сообщения о проблемах.
Участники хартии
Участниками данной Хартии считаются добровольно присоединившиеся к ней государственные, коммерческие и некоммерческие организации, образовательные учреждения, общественные и профессиональные объединения, институты и специалисты, деятельность которых:
связана с разработкой, производством, внедрением и распространением цифровых решений, продуктов и услуг для детской аудитории и/или защита детей в онлайн — и офлайн-среде и/или обеспечение доступа к Интернету и перечисленным техническим решениям;
непосредственно связана с работой с детьми и/или обеспечением их безопасности в цифровой среде.
Участники всесторонне и комплексно реализуют положения Хартии в соответствии со своими профильными компетенциями и спецификой деятельности.
механизмы реализации хартии
Присоединение к Хартии является добровольным. Присоединяясь к Хартии, участники
на добровольной основе соглашаются следовать изложенным в ней принципам цифровой
этики детства и правилам поведения.
Для присоединения к Хартии потенциальный участник направляет в Альянс
по защите детей в цифровой среде (далее — Альянс) заявление о соответствующем
намерении устно или письменно через сайт Альянса, подписывает Хартию и сообщает
контактное лицо для последующего взаимодействия и координации.
Альянс ведёт Реестр участников Хартии, присоединившихся и выполняющих её положения. Реестр является публичным и ведётся на сайте Альянса.
Альянс регулярно организует мероприятия, посвящённые ходу реализации Хартии, и приглашает её участников к обмену «лучшими практиками» и решениями, связанными с реализацией Хартии.
Присоединиться
к Хартии
Ваша заявка
отправлена!
Она будет рассмотрена в течение 10 дней